- (dimbl4) wrote in ru_watchmen,
-
dimbl4
ru_watchmen

Category:

Watchmen. Книга.

Начнём, пожалуй, наш Дневник Роршаха с моего давнего поста, посвящённому графическому роману Алана Мура "Watchmen", который, собственно, сейчас и экранизируется Заком Снайдером (роман, не пост).

Добра частица есть во всяком зле, лишь надо мудро извлекать ее.
Уильям Шекспир

Капитан Америка мёртв.
Общеизвестный факт



Итак, второе серьёзное произведение Алана Мура.

Написано в 1986-87 годах в соавторстве с рисовальщиком Дэвидом Гиббонсом.
Рассказывает, как ни странно, про супергероев.
Правда, не совсем про таких, какими мы их привыкли видеть.

Действие происходит в совсем слегка альтернативной Америке 1985 года. Никсон с помощью государственной организации супергероев Minutemen благополучно убирает журналистов Вудварда и Бернстина, таким образом заминая Уотергейтский скандал и оставляя себе кабинет президента ещё на пару-другую сроков (то бишь как раз до 85 года). После этого дела «супергеройство» (хотя термин «vigilantism», то есть приблизительно "самосудство" в данном случае будет вернее) под предлогом помех работе полиции официально запрещается так называемым «Актом Кина». И казалось бы, всё идёт своим чередом, пока на асфальте не обнаруживается тело бывшего «героя в маске» Комика (The Comedian), выброшенного из окна собственной квартиры после жестокого избиения. Узнав об этом, «герой вне закона» Роршах начинает своё собственное расследование. В то же время советские войска вторгаются в Афганистан и отношения между двумя сверхдержавами приближаются к критической точке…


Понятно, что нет никакого смысла излагать весь сюжет, как потому что он весьма сложен и многосторонен, так и потому, что это банально отобьёт желание читать книгу. Но готов пообещать, что будут и убийства, и любовь, и рефлексия, и спорные, очень спорные в плане «морали», «нормальности» и прочего моменты, и Большой Сюжетный Твист, и Grand Finale.

А чтобы не спойлерить, просто приведу вам список основных героев с краткой характеристикой каждого. Предварительно хочу заметить, что в книге вообще не употребляется слово superhero. Только vigilante или masked hero (сокращённо – просто mask). Поэтому постараюсь придерживаться именно этой терминологии.


Роршах он же Уолтер Ковач – Родился в неполной семье, состоящей из одной лишь матери-проститутки. В десять лет первый раз в жизни выжег сигаретой глаз соседскому парню (не волнуйтесь, лишь в целях самообороны). Позже попал в приют для несовершеннолетних преступников. Узнав об убийстве своей матери ответил только одно – «Good.». Работал в прачечной, где ему принесли платье Китти Дженовезе (http://en.wikipedia.org/wiki/Kitty_Genovese), из ткани с изменяющейся формой рисунка, наподобие пятен Роршаха. Узнав об убийстве Китти и сопутствующих обстоятельствах (см. статью, если вдруг не знаете сами) разочаровался в человечестве окончательно и стал героем в маске, хотя и не вступил ни в одну соответствующую организацию, «работая» в одиночку, периодически сотрудничая с Ночным Филином. После введения Акта Кина продолжает заниматься виджилантской деятельностью (причём пользуясь не самыми гуманными методами), и потому находится в уголовном розыске. Собственно говоря, начинает расследование таинственной серии покушений на маскированных героев. Ведёт дневник. Суперспособностями не обладает. 








Доктор Манхэттен он же доктор Джон Остерман – Единственный персонаж, которого можно с полной уверенностью назвать супергероем. Забыл часы в экспериментальной комнате, а вернувшись за ними попал на эксперимент с применением, говоря мягко, больших доз радиации. Был расщеплён на атомы. Со временем восстановился и посинел. Может менять всё, что хоть как-то связано с атомами (то есть вообще всё): увеличивать(ся), уменьшать(ся), перемещать(ся) в любую точку вселенной. Был главным и единственным козырем США во время Холодной Войны до введения Акта Кина. Служил, а вернее всё-таки геройствовал во Вьетнаме вместе с Комиком










Комик он же Эдвард Блэйк – Герой первой геройской организации «Minutemen». Собственно говоря, он и убил уотергейтских журналистов по заказу правительства. Имел крайне скверный характер, считал, что вся человеческая жизнь – одна большая шутка. Геройствовал во Вьетнаме вместе с Доктором Манхэттеном. После введения Акта Кина сравнительно мирно ушёл из геройства и стал жить «по-человечески» в своей квартире. Ближе к концу жизни предположительно начал трогаться умом. Убит у себя дома неизвестным(ой) в 1985 году. Суперспособностями не обладал. 










Озимандиас он же Эдриан Вайдт – Классический борец с преступностью. Ушёл из геройства ещё до принятия Акта Кина, решив сделать на своём же имени деньги. Основал компанию «Пирамида» и наладил производство игрушек и прочего мерчандайза с изображением себя, а затем и других героев. Заработал на этом неплохие деньги. Сейчас является владельцем одной из крупнейших корпораций подобного рода. Впрочем, не забывает и о бывших товарищах. Заявляет, что может поймать пулю на лету, в остальном суперспособностями не обладает. 










Ночной Филин (II) он же Дэн Драйберг – Вторая инкарнация образа Ночного Филина (первый служил в «Minutemen»ах и ушёл на пенсию). До принятия Акта Кина в некоторых делах помогал Роршаху, хотя особой личной симпатии к нему не испытывал. Основная «фишка» Филина – гаджеты: суперочки, многофункциональный летательный аппарат и прочее. Акт воспринял без радости, но достаточно спокойно. Сейчас живёт жизнью обывателя, заметно поправился, стал носить очки. Суперспособностями не обладает. 










Силк Спектр (Шёлковый Призрак) (II) она же Лори Юспечик – Соответственно, продолжательница дела первой Силк Спектр – своей матери, иммигрантки из Польши. Никогда не хотела идти по её стопам, но слово матери в семье было законом. Влюбилась в Доктора Манхэттена. После введения Акта Кина стала жить вместе с ним обывательской жизнью. Суперспособностями не обладает. 










Итак, что же есть «Часовые»?
Да всё-таки ничем кроме «романа» их, наверное, и не назовёшь.

Масштабные, многогранные, умные, спорные, провокационные и так далее и так далее.
Фактически революционные, а уж особенно для эпохи стагнации комиксов восьмидесятых годов.
Ко всему прочему, были полностью ликвидированы «пузыри с мыслями» и все субъективные мысли героев мы узнаём только с помощью дневников и флэшбэков. Российский читатель поначалу этого наверняка не заметит, но в технике комикса в то время это было потрясающе ново. Именно поэтому многие называют «Часовых» очень кинематографичными, с чем я практически в корне не согласен.
Мур поднимает в «детской книжке с картинками про супергероев» совершенную тучу проблем, от семейных до общемировых. 






И что самое главное, даёт на них только предложения и варианты, но уж никак не ответы.
Нормальны ли акты условного зла со стороны сил добра, если в конечном счёте мы приходим ко всеобщему (ну или по крайней мере преимущественному) благу? И так ли злы на самом деле те, кого мы называем «злодеями»?

Наверное первое - всё-таки главный вопрос романа, поднимающийся практически в каждой сюжетной линии. 













Ко всему прочему, на мой взгляд стоит обратить внимание на такие занимательные фишки как:


      Название Watchmen оправдано не только контекстом романа и профессиями героев, но и очень большим количеством часов, попадающих в кадр и даже напрямую в сюжетную линию. (именно поэтому переводить следует "Часовые" - и только так)
      И ещё о часах – на задней обложке каждого выпуска находятся Часы Судного Дня (подробнее см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Часы_судного_дня). С каждым выпуском они приближаются на минуту ближе к «полуночи».
      Символ Комика – смайлик, встречается в иллюстрациях заметно большее количество раз, чем кажется на первый взгляд…
      Очень занятен метод «Vox Populi», то есть реакции обыкновенных людей на происходящие вокруг события, использованный Муром до этого и в «Вендетте» - здесь это линия продавца в газетном ларьке и чёрного мальчика, читающего комикс.
      Кстати, о комиксе. Тут ещё есть и «комикс в комиксе»: мрачная аллегоричная пиратская «История Чёрного Фрахтёра», о человеке, попавшем на необитаемый остров, а затем оттуда выбравшемся. По словам Мура, в этом «комиксе» можно легко найти аллегорию на историю каждого персонажа книги. Ну и так, собственно, оно и есть.

Короче говоря, шедевр ли - определять вам, но чисто объективно - совершенно революционно, умно и зло, а потому прекрасно.

На мой взгляд, обязательно читать всем и каждому, особенно тем, кто всё ещё считает комиксы развлечением для малолетних американских дебилов и/или гиков-фриков и убогой заменой «настоящей художественной литературы» или как вы там её называете. Хотя бы чтобы лишний раз включить мозг.



Если Снайдеру в экранизации удастся сохранить хотя бы общий посыл (потому что понятно, что «дословно» экранизировать такую вещь просто нереально) – это будет очень, крайне замечательно.




 

 

 

Ну и бонусы:
Трёхмерный фанатский трейлер (на мой взгляд, сделано совершенно замечательно):

 

Алан Мур о книге (после 3:20 есть большой спойлер, не читавшим лучше не смотреть):



 

Забавный фейк-постер:
http://www.logicalcreativity.com/jon/watchmenposter.jpg


Таблица вариантов кастинга в разных попытках экранизаций:
http://bp1.blogger.com/_uqbifoYYiK0/RreQFu9GehI/AAAAAAAAB2Y/aLeB-6iUXZU/s1600-h/Watchmen_Comp.jpg

И, ясное дело, сканы оригинального комикса (все выпуски):
http://stream.ifolder.ru/4100519

http://stream.ifolder.ru/4100903
http://stream.ifolder.ru/4101097
 


Автор текста - dimbl4. Перепечатка без предварительного согласия запрещена.
Tags: Алан Мур, книга
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments