v_otaku (v_otaku) wrote in ru_watchmen,
v_otaku
v_otaku
ru_watchmen

  • Mood:
  • Music:

Некоторые мои мысли о фильме

Любители фантастики - люди ленивые. За деньги, потраченные на билет, они хотят получить полтора-два часа райской жизни, олицетворяющей их с героями красивой сказки. Любовь, приключения и обязательный хороший конец. И наплевать на то, что в сюжете концы не сходятся с концами, а упомянутый хэппи-энд высосан из пальца. Похоже, что снимая "Хранителей", режиссер Зак Снайдер решил сделать сюрприз для таких любителей героической кино-жвачки, и вместо уютного кино сделал фильм, который потрясает зрителя и переворачивает все его мировосприятие. Вместо сладенькой романтики - красивое кино, остающееся в рамках заявленного жанра, но не смотря на это, правдивое, почти документальное.

С момента появления на экране в тридцать восьмом году, кинематографические сверхлюди сильно изменились. Особенно заметно это в последние годы, когда столь активно ругаемый многими постмодернизм пришел и на съемочные площадки. Режиссеры и продюсеры поняли - старый супермен, этот абсолютно положительный персонаж без страха и упрека наскучил зрителю, вкус которого сильно утончился. Теперь даже любимая аудитория Голливуда (пятнадцать-двадцать лет) не хочет видеть персонажа, который так не похож на них. И в этом смысле "Хранители" приблизились к зрителю настолько близко, насколько это вообще возможно. Обитая в своей альтернативной исторической ветви, они, тем не менее, живут рядом с нами. Героям нравится насилие, им не чужда жажда славы и наживы, и почти все они, кстати, даже не обладают сверхъестественными способностями. Это просто очень сильные и смелые люди, которые решили восстанавливать справедливость своими силами. И в последнее время их существование находится под серьёзным вопросом, особенно с тех пор, как был издан указ о запрете на ношение масок. Они - герои-пенсионеры, живущие своей обычной, совсем не сказочной жизнью. Большая их часть уже совсем на свалке истории, и тем, кто еще может как-то прыгать, приходится снова браться за старое, когда начинаются загадочные убийства тех, кто был как-то связан с ними. Завязка не совсем обычная, однако встречающаяся. Дальше будет интересней.


Традиционная главная интрига сверхчеловеческого кино - борьба с маниакальным суперзлом, угрожающим всему человечеству, плюс небольшая любовная история для нежных сердцем зрительниц. Большинство режиссеров, отметившихся в данном жанре, включая даже Тима Бертона с его Бэтменом, не старались углубиться в души героев. Их можно понять - создать кино с таким количеством спецэффектов тоже весьма непросто. Однако Снайдер зачем-то пошел дальше, и создал новый кино-стандарт, заменив мускулистый манекен в маске на человека с его эмоциями и болью. Ход достаточно рискованный, поскольку человеческая драма и спецэффекты обычно тянут в разные стороны, отвлекая внимание друг от друга. И в какой-то степени здесь так и произошло. Аудитория, привыкшая к глянцевым историям, была шокирована реализмом повествования. На экране - серенькие будни обыкновенных бывших супергероев, топящих жизнь в разврате, алкоголе и мещанстве. Очень точный наш портрет, не правда ли?


Единственное исключение - нечеловечески могущественный доктор Манхеттен, названный в честь знаменитого коктейля. Или то был американский проект ядерной бомбы? Неважно. Однако и тут не все так уж сладко. Став в результате ошибки экспериментаторов почти всесильным и синим как Фантомас, доктор начал катастрофически быстро терять человечность. И это логично, поскольку нельзя быть человеком, находясь одновременно в нескольких местах, заниматься сразу и сексом, и научной деятельностью. Да и к приличиям доктор относится довольно свободно, надевая костюм только в крайних случаях. Многие российские зрители, кстати, были сильно недовольны божественно-голубыми гениталиями, пусть даже они и не принадлежат актеру, а сделаны при помощи компьютера. Впрочем, не зря этому фильму в Америке дали рейтинг "R", то есть до восемнадцати лет смотреть только с родителями, которые в нужный момент скажут "отвернись и не подглядывай!".


Секс показан весьма сдержанно (но слава богу, обошлось без традиционной простыни на бедрах героини), а боевые сцены, напротив, весьма кровавы и реалистичны, вплоть до кусков мяса на потолке. Кстати, где-то здесь расположено объяснение, почему бокс-офис «Хранителей» был не столь высок. Рейтинг «R» в США традиционно сокращает количество зрителей (у них строго следят за тем, чтобы дети не ходили на «взрослое» кино), и как следствие - падают прибыли. Режиссер с продюсерами сознательно снизили возможные доходы, помня о том, что фильм не пряник, чтобы всем нравиться. Они пошли на это, даже несмотря на экономический кризис, из-за которого некоторые прокатчики вообще не стали рисковать и делать театральные копии фильмов, выпустившись сразу на ДВД. Дополнительно «подрезали» аудиторию небанальный сюжетный расклад и правдивость повествования. Конечно, не обошлось без классических голливудских красивостей – все герои не просто сильны, но еще и очень привлекательны; борясь с противником, они побеждают, даже если враг превосходит числом в десять раз, да и в фантастических прыжках им явно помогают тросики. Но все это - просто нюансы, позволяющие кино остаться в пределах жанра. Главное - совсем не это.



Так что же получается? Зачем снимать супергеройское кино без супергероев? Ведь никакой сказки про похожих на нас, но более совершенных и правильных людей, тут нет. А что же есть? И зачем все эти муки и страдания героев? Зак Снайдер снял первый реалистический блокбастер без соплей и клюквы, пробирающий до костей и заставляющий не просто сопереживать героям, а всем своим мясом почувствовать, каково это – быть супер-героем, который не может победить противника. Это фильм-манифест, фильм-прокламация, напоминающий всем, что кино должно не только развлекать, но и учить. Тезис, признаться, не самый оригинальный, но сейчас почему-то практически не использующийся. И очень радостно, что теперь он «работает» не только в так называемом авторском кино. Режиссер поднял планку на очень высокий уровень, куда смогут дотянуться немногие. Это очень честная и взрослая картина, и как раз такие фильмы двигают прогресс кино. А любая эволюция – всегда боль и слезы. Но это неважно. Главное, чтобы ребенок вырос сильным и здоровым.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments